Sega Mega Drive — различия между версиями
м (→История приставки) |
|||
(не показано 10 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | {{ | + | {{Платформа |
− | |||
− | |||
| производитель=[[SEGA]] | | производитель=[[SEGA]] | ||
| тип=Консоль | | тип=Консоль | ||
| поколение=Четвёртое | | поколение=Четвёртое | ||
| носитель=Картридж | | носитель=Картридж | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
| продажи=40 млн штук | | продажи=40 млн штук | ||
− | | | + | | даты_выхода = {{Дата выхода консоли|JP|29 октября 1988}} |
− | | | + | {{Дата выхода консоли|US|Август 1989}} |
− | | | + | {{Дата выхода консоли|UK|14 сентября 1990}} |
− | | | + | {{Дата выхода консоли|FR|Сентябрь 1990}} |
+ | {{Дата выхода консоли|DE|199x}} | ||
+ | {{Дата выхода консоли|ES|199x}} | ||
+ | {{Дата выхода консоли|NL|1991}} | ||
+ | {{Дата выхода консоли|IT|199x}} | ||
+ | {{Дата выхода консоли|PT|199x}} | ||
+ | {{Дата выхода консоли|BR|Декабрь 1990}} | ||
+ | {{Дата выхода консоли|KR|Май 1990}} | ||
}} | }} | ||
'''Sega Mega Drive''' (также известна как '''Sega Genesis''' в Северной Америке и '''Super Alladin Boy''' в Южной Корее) — приставка четвёртого поколения, разработанная и выпускавшаяся компанией [[Sega]]. Была выпущена в 1988 в Японии, в 1989 в США и в 1990 в Европе, Австралии и иных странах PAL региона. Причиной изменения названия при запуске приставки на рынке США явилась невозможность официальной регистрации торговой марки Mega Drive. | '''Sega Mega Drive''' (также известна как '''Sega Genesis''' в Северной Америке и '''Super Alladin Boy''' в Южной Корее) — приставка четвёртого поколения, разработанная и выпускавшаяся компанией [[Sega]]. Была выпущена в 1988 в Японии, в 1989 в США и в 1990 в Европе, Австралии и иных странах PAL региона. Причиной изменения названия при запуске приставки на рынке США явилась невозможность официальной регистрации торговой марки Mega Drive. | ||
Строка 35: | Строка 32: | ||
Судьба приставки была предрешена после ряда крайне неудачных маркетинговых ходов и сильной конкуренции со SNES от Nintendo, с которым [[Sega]] боролась долго и безуспешно. SNES была на порядок мощнее Mega Drive в плане графики за счет аж двух VDP, работающих как единое целое. Особенно сильно повлиял на репутацию SNES так называемый "Mode 7" - графический режим, при котором возможно вращение текстур. Это давало возможность получать новые кадры вращением уже имеющейся в памяти графики. Но её основной процессор был куда слабее, чем в SMD. Кстати, наличие двух процессоров в Mega Drive (M68k и Z80) довольно усложняло программирование игр. Так же сказалась поддержка независимых разработчиков игр, которыми заручилась Super NES. Sega в свою очередь пыталась производить дополнительные устройства для своей консоли, например, Sega Mega CD, но они требовали немалых затрат при производстве, которые в итоге себя не оправдали. Потерпев немалые убытки, инженеры компании Sega занялись разработкой новой 32-битной консоли — [[Sega Saturn]]. | Судьба приставки была предрешена после ряда крайне неудачных маркетинговых ходов и сильной конкуренции со SNES от Nintendo, с которым [[Sega]] боролась долго и безуспешно. SNES была на порядок мощнее Mega Drive в плане графики за счет аж двух VDP, работающих как единое целое. Особенно сильно повлиял на репутацию SNES так называемый "Mode 7" - графический режим, при котором возможно вращение текстур. Это давало возможность получать новые кадры вращением уже имеющейся в памяти графики. Но её основной процессор был куда слабее, чем в SMD. Кстати, наличие двух процессоров в Mega Drive (M68k и Z80) довольно усложняло программирование игр. Так же сказалась поддержка независимых разработчиков игр, которыми заручилась Super NES. Sega в свою очередь пыталась производить дополнительные устройства для своей консоли, например, Sega Mega CD, но они требовали немалых затрат при производстве, которые в итоге себя не оправдали. Потерпев немалые убытки, инженеры компании Sega занялись разработкой новой 32-битной консоли — [[Sega Saturn]]. | ||
− | Официально Sega Mega Drive закончила свое существование в 1995-ом году, тем не менее были подписаны контракты с Majesco и | + | Официально Sega Mega Drive закончила свое существование в 1995-ом году, тем не менее были подписаны контракты с Majesco и ещё несколькими разработчиками игр на создание игр в США и Европе для Sega Mega Drive в течение года, благодаря чему игры для неё выходили до 1998-го года. Именно в то время вышли игры ''Vectorman II'' и ''[[Sonic 3D: Flickies' Island]]''. И, по иронии судьбы, порт игры ''Frogger'' будет последней официальной игрой на Sega Mega Drive. Следует отметить, что на территории Бразилии SMD занимала около 75 % рынка даже после выхода 32-битных консолей, таких как Sony Playstation, Sega Saturn и Panasonic 3DO. |
==Технические характеристики== | ==Технические характеристики== | ||
Строка 43: | Строка 40: | ||
**Тактовая частота: 3,55 МГц (PAL), 3,58 МГц (NTSC) | **Тактовая частота: 3,55 МГц (PAL), 3,58 МГц (NTSC) | ||
**Используется как основной процессор в режиме совместимости с [[Sega Master System]]. | **Используется как основной процессор в режиме совместимости с [[Sega Master System]]. | ||
− | **Некоторые игры не использовали Z80, другие игры использовали | + | **Некоторые игры не использовали Z80, другие игры использовали её только для воспроизведения сэмплов, но большинство игр всё равно использовали Z80 для воспроизведения звука. |
*В более поздних версиях приставок присутствует загрузочное ПЗУ объемом 2 kb, известное как Trademark Security System или TMSS. Во время запуска консоли TMSS проверяло наличие определенного кода, выдаваемого только официальным разработчикам. Если игра обладает необходимой лицензией, TMSS выведет на экран надпись «Produced by or under license from Sega Enterprises Ltd.». Запуск на такой консли ранних игр, разработаных без учета TMSS, невозможен. | *В более поздних версиях приставок присутствует загрузочное ПЗУ объемом 2 kb, известное как Trademark Security System или TMSS. Во время запуска консоли TMSS проверяло наличие определенного кода, выдаваемого только официальным разработчикам. Если игра обладает необходимой лицензией, TMSS выведет на экран надпись «Produced by or under license from Sega Enterprises Ltd.». Запуск на такой консли ранних игр, разработаных без учета TMSS, невозможен. | ||
*Основное ОЗУ: 64 Кбайт | *Основное ОЗУ: 64 Кбайт | ||
Строка 103: | Строка 100: | ||
*Сега Мега Драйв 16 бит — название популярной московской команды КВН. | *Сега Мега Драйв 16 бит — название популярной московской команды КВН. | ||
− | {{ | + | {{Игровые системы SEGA}} |
− |
Текущая версия на 10:56, 3 марта 2015
- Производитель: SEGA
- Тип: Консоль
- Поколение: Четвёртое
- Носитель: Картридж
- Продано: 40 млн штук
Sega Mega Drive (также известна как Sega Genesis в Северной Америке и Super Alladin Boy в Южной Корее) — приставка четвёртого поколения, разработанная и выпускавшаяся компанией Sega. Была выпущена в 1988 в Японии, в 1989 в США и в 1990 в Европе, Австралии и иных странах PAL региона. Причиной изменения названия при запуске приставки на рынке США явилась невозможность официальной регистрации торговой марки Mega Drive.
Mega Drive — первая консоль четвертного поколения, достигшая значительного успеха на рынках Северной Америки и Европы. Начавшаяся с выходом приставки Super Nintendo Entertainment System война консолей фактически вытеснила с рынка другие 16-битные игровые приставки. Жизненный цикл консоли начался в 1988 году, когда консоль была выпущена в Японии, и закончился с изданием последней официально лицензированной игры в 2002 в Бразилии. Также для Mega Drive было выпущено несколько расширений, включая Sega CD и Sega 32X.
Общественная полемика в США вокруг игр типа Mortal Kombat вынудила Sega создать первую в мире систему экспертизы игрового контента Videogame Rating Council, чтобы избежать введения серьезной цензуры игрового контента. Пользуясь оценками этой системы, Sega могла поставлять игры с незначительными цензорскими купюрами или без цензуры вообще, что давало значительные конкурентные преимущества относительно игр от Nintendo. Успех этих игр постепенно вынудил Nintendo также присоединиться к Videogame Rating Council.
Содержание
История приставки
Основным конкурентом на рынке домашних игровых приставок была игровая система Nintendo Entertainment System, которая по параметрам во многом проигрывала Sega Mega Drive, но очень низкая цена и, следовательно, доступность, позволяла NES быть более доступной для большинства потенциальных покупателей. Разработчики игр создавали игры с более продвинутыми визуальными и звуковыми эффектами, и NES уже не могла аппаратно поддерживать эти новшества, поэтому Sega видела в этом большой успех.
В Японии Mega Drive был выпущен 29 октября 1988 года по цене ¥21,000. Вместе с первой реализацией консоли обществу были представлены игры Space Harrier II и Super Thunder Blade. Изначально планировалось, что распространением новой консоли на территории США будет заниматься компания Atari, но стороны так и не смогли прийти к взаимовыгодному соглашению, в результате чего компания SEGA решила заниматься распространением консолей самостоятельно. Первые партии приставок завезли в Нью-Йорк и Лос-Анджелес 14 августа 1989 года, в другие города поставки поступили несколько позднее.
В Европе продажи начались лишь 30 ноября 1990 года. К тому времени предыдущая консоль — Sega Master System заняла солидную долю рынка, благодаря этому Sega Mega Drive быстро завоевала популярность. К тому же, сразу после появления новой приставки на европейских рынках, стартовала мощнейшая рекламная кампания. В это время было выпущено немало игр для новой платформы, многие были портированы с игровых автоматов, например Altered Beast, Golden Axe, Ghouls 'n Ghosts. Также было создано немало самостоятельных проектов.
Судьба приставки была предрешена после ряда крайне неудачных маркетинговых ходов и сильной конкуренции со SNES от Nintendo, с которым Sega боролась долго и безуспешно. SNES была на порядок мощнее Mega Drive в плане графики за счет аж двух VDP, работающих как единое целое. Особенно сильно повлиял на репутацию SNES так называемый "Mode 7" - графический режим, при котором возможно вращение текстур. Это давало возможность получать новые кадры вращением уже имеющейся в памяти графики. Но её основной процессор был куда слабее, чем в SMD. Кстати, наличие двух процессоров в Mega Drive (M68k и Z80) довольно усложняло программирование игр. Так же сказалась поддержка независимых разработчиков игр, которыми заручилась Super NES. Sega в свою очередь пыталась производить дополнительные устройства для своей консоли, например, Sega Mega CD, но они требовали немалых затрат при производстве, которые в итоге себя не оправдали. Потерпев немалые убытки, инженеры компании Sega занялись разработкой новой 32-битной консоли — Sega Saturn.
Официально Sega Mega Drive закончила свое существование в 1995-ом году, тем не менее были подписаны контракты с Majesco и ещё несколькими разработчиками игр на создание игр в США и Европе для Sega Mega Drive в течение года, благодаря чему игры для неё выходили до 1998-го года. Именно в то время вышли игры Vectorman II и Sonic 3D: Flickies' Island. И, по иронии судьбы, порт игры Frogger будет последней официальной игрой на Sega Mega Drive. Следует отметить, что на территории Бразилии SMD занимала около 75 % рынка даже после выхода 32-битных консолей, таких как Sony Playstation, Sega Saturn и Panasonic 3DO.
Технические характеристики
- Центральный процессор: 16-битный Motorola 68000
- Тактовая частота: 7,61 МГц (PAL), 7,67 МГц (NTSC)
- Дополнительный процессор: 8-битный Zilog Z80
- Тактовая частота: 3,55 МГц (PAL), 3,58 МГц (NTSC)
- Используется как основной процессор в режиме совместимости с Sega Master System.
- Некоторые игры не использовали Z80, другие игры использовали её только для воспроизведения сэмплов, но большинство игр всё равно использовали Z80 для воспроизведения звука.
- В более поздних версиях приставок присутствует загрузочное ПЗУ объемом 2 kb, известное как Trademark Security System или TMSS. Во время запуска консоли TMSS проверяло наличие определенного кода, выдаваемого только официальным разработчикам. Если игра обладает необходимой лицензией, TMSS выведет на экран надпись «Produced by or under license from Sega Enterprises Ltd.». Запуск на такой консли ранних игр, разработаных без учета TMSS, невозможен.
- Основное ОЗУ: 64 Кбайт
- Видеопамять: 64 Кбайт
- Дополнительное ОЗУ: 8 Кбайт
- Область памяти картриджа: до 4 Мбайт (32 Мбит)
- Графический чип: "Video Display Processor", или "VDP". Создан на основе модификации чипа Texas Instruments TMS9918 для Sega Master System. Все режимы TMS9918 были удалены и заменены несколько новых режимов.
- Слои: 4 (2 прокручиваемых слоя графики фона, 1 слой спрайтов, 1 слой 'окна')
- Одновременно на экране могут быть до 80 спрайтов. Причем максимальное количество спрайтов на одной горизонтальной строке - 20.
- Палитра: 512 цветов
- Разрешения экрана: 320x224, 256x224, 320x240 (только PAL), 256x240 (только PAL).
- Также графический чип поддерживает режим чересстрочной развертки (Interlaced mode). Пример мы можем увидеть в режиме для двух игроков в игре Sonic the Hedgehog 2.
- 64 килобайта внутренней VRAM используется для хранения тайлов, отображения всех слоев и горизонтального скроллинга. А 80 байт внутренней VSRAM - лишь для вертикального скроллинга.
- Основной звуковой чип: Yamaha YM2612
- Шесть каналов с частотной модуляцией, по четыре оператора на каждый; шестой канал может быть использован как 8-разрядный ЦАП, для программного воспроизведения семплов.
- Программируемые генератор сверхнизкой частоты (LFO) и стереопозиционирование
- Дополнительный звуковой чип: Texas Instruments SN76489
- Четырёхканальный PSG (Programmable Sound Generator)
- Три канала с прямоугольной формой сигнала, один шумовой канал
- Программируемые тон/шум и затухание
- Используется в режиме совместимости с Sega Master System
- В слоте для картриджа есть два контакта, которые позволяют смешивание стерео-звука непосредственно из картриджа. Ни одна игра это не использовала, однако 32X использует это для её PWM аудио.
Некоторые эмуляторы
- Ages (Windows)
- DGen (PSP)
- GCN GenesisPlus! (Nintendo GameCube)
- Genecyst (DOS)
- Generator (DOS, Windows, Linux, MacOSX, Amiga)
- Generator32 (Windows)
- Genesis Plus GX (Nintendo GameCube, Nintendo Wii)
- Gens (Windows, Linux)
- Gens Plus! (Windows)
- Gens32 (Windows)
- Gens32 Surreal (Windows)
- Gens4All (Sega Dreamcast)
- HazeMD (Windows)
- jEnesisDS (Nintendo DS)
- Kega Fusion (Windows, Linux, Mac OS X)
- Kega Lazarus (Windows)
- Megasis (Windows)
- MESS
- PGEN (PlayStation 2)
- PicoDrive (Nintendo DS, GP32, PSP, Symbian, GP2X, WinMobile)
- Pocket Genesis (WinMobile)
- Regen (Windows, Linux)
- RetroCopy (Windows)
- RetroDrive (Windows)
- Pico Drive (Symbian)
- Pico Drive (PSP)
- Gensoid (Android)
- MD.emu (Android)
Интересные факты
- Процессор Motorola 68000 в некоторых случаях возможно разогнать до 300 % (текущий мировой рекорд — 25,4 МГц), хотя, по достижении определённой частоты он может перестать стабильно функционировать. Разгон процессора может показаться бесполезным, но в некоторых играх (например, в Sonic the Hedgehog 2), он помогает избавиться от проблем со скоростью в определённых ситуациях.
- Также, процессор 68000 можно заменить на 68010, электрически совместимый, но более эффективный. 68010 не обладает полной совместимостью с 68000, поэтому некоторые игры (такие как Sonic the Hedgehog 3 или Street Fighter II) перестают работать.
- Игра «Нищий принц» (Beggar Prince) вышла для Sega Genesis весной 2006-го года.
- Пиратских клонов этой консоли несоизмеримо больше, чем её конкурента — SNES, пираты до сих пор выпускают и продают поддельные консоли (включая портативные подделки типа Mega Drive Portable) и пиратские копии игр на картриджах.
- Сега Мега Драйв 16 бит — название популярной московской команды КВН.